Булавкина Валентина Николаевна, воспитатель
План по самообразованию "Развитие поликультурного образования у детей старшего дошкольного возраста средствами краеведения"Тема: «Развитие поликультурного образования у старших дошкольников средствами краеведения» Цель: повышение собственной компетентности и компетентности родителей в сфере поликультурного воспитания и образования детей средствами краеведения. Формирование творческой личности, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.
Актуальность В современной образовательной системе центром является человек, который воспитывается и развивается в поликультурном пространстве. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) определены единые воспитательные процессы, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству. Их надо воспитывать, начиная с дошкольного возраста. Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм. Проблема поликультурного образования дошкольников в современных условиях поликультурного общества приобретает особую актуальность, так как процесс развития и становления личности детей происходит в многонациональном обществе. В своей работе по развитию поликультурного образования у старших дошкольников я определяю конкретные задачи: - формирование представлений о Мордовии как о многонациональной республике - формирование представлений о культуре мордовского народа; - приобщение детей к культурному богатству мордовского народа через традиции и обычаи, игры, фольклор; - формирование чувства гордости за достижения народов, проживающих на территории Мордовии; - воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения. Этапы реализации плана 1. Сентябрь-май Подбор, изучение и анализ методической литературы по данной теме. Повышение уровня знаний. 2. Работа с детьми Сентябрь-октябрь Выявление знаний детей о России, о Мордовии и о Ковылкино. Расширять и углублять представления о Мордовии. Формировать понятие о многонацинальности республики. Познакомить с историей города Ковылкино.Познакомить с именами земляков, внесших вклад в развитие культуры, образования, искусства республики. Мероприятия: Диагностический мониторинг. Презентация «Моя Мордовия». Экскурсия по городу Ковылкино. Посещение мини-музея. Составления альбома «Земляки – наша гордость». Ноябрь-декабрь Знакомство с декоративно-прикладным и изобразительным искусством Мордовии Мероприятия: Декоративная аппликация (украшение передника). Декоративное рисование (украшение рубахи). Декоративная лепка (лепка игрушки). Январь-февраль Знакомство с мордовским фольклором и детской художественной литературой Мордовские народные сказки «Марфа, Фрол и черт Танчутка», «Солдат Ваня» «Лошадиная шкура». Прибаутка «Вай, ты, киса, кисонька». Потешка «А, девочка-красавица». Колядка «Коляда! Бабушка испекла пирожки. Я. Пинясов «Неизвестный друг», Н.Тимохина «Летчик», С.Люлякина «Бедный зайчик», М.Сайгин «Дятел и цыпленок» Март-апрель Знакомство с мордовскими народными играми. «Панжемаса»(«В ключи»), «Руцяняса» («В платки»), «Гуляняса» («В голубей»), «Палканя-чакаманя» («Палочка-стукалочка»), «Варяняс повома» («Салки»), «Сараскакс» («В курочек»), «Баба» («Бабушка»), «Пильгонякс» («В ножки»), «Топса налхксема» («Круговой»). Май Знакомство с достопримечательностями Мордовии. Изготовление альбомов «Мордовские национальные заповедники», «Река Мокша», «Дом-музей Ф. В. Сычкова» Презентации «Музей мордовской народной культуры» «Музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи» «Мордовский краеведческий музей». Итоговый мониторинг. Работа с родителями: Консультация «Влияние семьи на поликультурное воспитание» Помощь в организации экскурсии по городу Совместное посещение краеведческого музея Обогащение патриотического уголка мордовской национальной атрибутикой Совместное оформление тематических альбомов Используемая литература: 1.Богатеева.З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1982. 2. Валдоня (Светлячок): Программа и метод. рекомедации: Для дошк. образов. Учреждений Респ. Мордовия /М-вообразования Респ. Мордовия. – Саранск: Тип. «Красный Окт.», 2001. 3. Колмыкова В.И. Коняшки-глиняшки. Саранск, 1993. 4. Мордовский народный костюм: Альбом. Саранск, 1990. 5. Мордовские народные сказки/ Сост. К.Т. Самородов. – Саранск,1978. 6. Мордовские народные игры. Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений / Сост. А.И.Исайкина. – Саранск, 1993. 7. Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования / О. В. Бурляева [и др.]; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015 8. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. – Т.8. Детский фольклор. – Саранск:, 1978.
16 января 2020 в 00:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.