Булавкина Валентина Николаевна, воспитатель

План по самообразованию "Развитие поликультурного образования у детей старшего дошкольного возраста средствами краеведения"

Тема: «Развитие поликультурного образования у старших дошкольников средствами краеведения»

Цель: повышение собственной компетентности  и компетентности родителей в сфере поликультурного воспитания и образования детей средствами краеведения. Формирование творческой личности, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

 

Актуальность

В современной образовательной системе центром является человек, который воспитывается и развивается в поликультурном пространстве. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) определены единые воспитательные процессы, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству. Их надо воспитывать, начиная с дошкольного возраста.

Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм. Проблема поликультурного образования дошкольников в современных условиях поликультурного общества приобретает особую актуальность, так как процесс развития и становления личности детей происходит в многонациональном обществе.

В своей работе по развитию поликультурного образования у старших дошкольников я  определяю конкретные задачи:

- формирование представлений о Мордовии как о многонациональной республике

- формирование представлений о культуре мордовского народа;

 - приобщение детей к культурному богатству мордовского народа через традиции и обычаи, игры, фольклор;

- формирование чувства гордости за достижения народов, проживающих на территории Мордовии;

- воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения.

Этапы реализации плана

1. Сентябрь-май 

Подбор, изучение и анализ методической литературы по данной теме. Повышение уровня знаний.

2. Работа с детьми

Сентябрь-октябрь

Выявление знаний детей о России, о Мордовии и о Ковылкино. Расширять и углублять представления о Мордовии. Формировать понятие о многонацинальности республики.  Познакомить с историей города Ковылкино.Познакомить с именами земляков, внесших вклад в развитие культуры, образования, искусства республики.

Мероприятия: Диагностический мониторинг. Презентация  «Моя Мордовия». Экскурсия по городу Ковылкино. Посещение мини-музея. Составления альбома «Земляки – наша гордость».

Ноябрь-декабрь

Знакомство с декоративно-прикладным и изобразительным искусством Мордовии

Мероприятия: Декоративная аппликация (украшение передника). Декоративное рисование (украшение рубахи). Декоративная лепка (лепка игрушки).

Январь-февраль

Знакомство с мордовским фольклором и детской художественной литературой

Мордовские народные сказки «Марфа, Фрол и черт Танчутка», «Солдат Ваня» «Лошадиная шкура». Прибаутка «Вай, ты, киса, кисонька». Потешка «А, девочка-красавица». Колядка «Коляда! Бабушка испекла пирожки. Я. Пинясов «Неизвестный друг», Н.Тимохина «Летчик», С.Люлякина «Бедный зайчик», М.Сайгин «Дятел и цыпленок»

Март-апрель

Знакомство с мордовскими народными играми.

«Панжемаса»(«В ключи»), «Руцяняса» («В платки»), «Гуляняса» («В голубей»), «Палканя-чакаманя» («Палочка-стукалочка»), «Варяняс повома» («Салки»), «Сараскакс» («В курочек»), «Баба» («Бабушка»), «Пильгонякс» («В ножки»), «Топса налхксема» («Круговой»).

Май

Знакомство с достопримечательностями Мордовии.

Изготовление альбомов «Мордовские национальные заповедники», «Река Мокша»,

«Дом-музей Ф. В. Сычкова»

Презентации «Музей мордовской народной культуры»

«Музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи»

 «Мордовский краеведческий музей». Итоговый мониторинг.

Работа с родителями:

Консультация «Влияние семьи на поликультурное воспитание»

Помощь в организации экскурсии по городу

Совместное посещение краеведческого музея

Обогащение патриотического уголка мордовской национальной атрибутикой

Совместное оформление тематических альбомов

Используемая литература:

1.Богатеева.З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1982.

2. Валдоня (Светлячок): Программа и метод. рекомедации: Для дошк. образов. Учреждений Респ. Мордовия /М-вообразования Респ. Мордовия. – Саранск: Тип. «Красный Окт.», 2001.

3. Колмыкова В.И. Коняшки-глиняшки. Саранск, 1993.

4. Мордовский народный костюм: Альбом. Саранск, 1990.

5. Мордовские народные сказки/ Сост. К.Т. Самородов. – Саранск,1978.

6. Мордовские народные игры. Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений / Сост. А.И.Исайкина. – Саранск, 1993.

7. Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования / О. В. Бурляева [и др.]; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015

8. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. – Т.8. Детский фольклор. – Саранск:, 1978.



16 января 2020 в 00:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.